Ма́сленицасырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси сязыческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.

В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

Седмица сырная

Многие полагают, что масленица к вере отношения не имеет, что это народный праздник встречи весны. Ей посвящены все его ритуалы - блины, маскарад, драки и взятие снежного городка. Но вот в православном церковном календаре читаем: '26 февраля/11 марта. Седмица сырная (масленица) - сплошная'. И у церковной масленицы есть своя история, обряды и свой смысл. Храм Большого Вознесения у Никитских ворот. Тот самый, где в 1831 году венчались Пушкин и Гончарова. Леса реставраторов, уходящие под потолок. Полумрак. Ладан. Треск свечей. Мы сидим со священником отцом Владимиром на скамеечке в трапезной.

Батюшка раскрывает православный календарь на дате 11 марта (нов. стиль) и закладывает страницу красной ленточкой: - Масленица - это подготовка к семи неделям Великого поста, к которому верующие должны прийти со светльми мыслями и чистой душой, - поясняет отец Владимир тихим скорым говорком. - Но как нельзя младенца кормить грубой пищей, так невозможно от прихожан требовать, чтобы они сразу стали на пост. Церковная масленица похожа на сумерки. Плавно опускается ночь и густеют краски, медленно - от дня ко дню -верующие ограничивают себя в пище, общении, неправедных мыслях и поступках. И от службы к службе постигают смысл этого ограничения. Работа над собой начинается задолго до наступления Сырной седмицы, с Недели о мытаре и фарисее (24 февраля). В этот день в храмах читается глава Евангелия, повествующая о том, как молились два человека. И один, фарисей возносил хвалы Господу за то, что он праведен. А другой, мытарь, бил себя в грудь и стонал: 'Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!' И Господь отпустил ему, а не фарисею, все грехи сполна. Ибо, пояснено в Писании, 'всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится'. В этот же день на вечерне к привычной службе добавляется песнопение Великого поста. Это очень красивое действо. Перед тем как затянуть песнь, священники гасят в храме свет - только лампады остаются мерцать у алтаря и икон. Церковь погружается в полумрак. Молящиеся сдвигаются теснее. И в бархатном сумраке, где голоса звучат ниже, а слова значительней, раздается: 'Покаяния отверзи ми двери...' За покаянной Неделей о мытаре и фарисее следует Неделя о блудном сыне (3 марта) - повесть о возвращении грешного, но раскаявшегося человека к Богу. С этого воскресенья богослужения ведутся по Постной Триоди, а к песнопениям добавляется 136-й псалом - 'На реках Вавилонских...'. И в верующих зарождается хрупкая надежда на обретение родины, горнего Иерусалима. Третий акт - Вселенская Родительская суббота (9 марта) и Неделя о Страшном суде (10 марта) - повествование о начале и конце человечества. В родительскую субботу Церковь поминает всех от века умерших православных христиан. А в воскресенье наступает мясопуст - день прощания с мясной пищей, 'отпускания' ее. Сырная седмица, вступающая в свои права с понедельника, это, по сути, постный праздник, хотя пока еще разрешены и молоко, и яйца. В церковных стенах Сырная седмица осенена молитвой святого Ефрема Сирина о даре покаяния. Но за стенами православный люд, включая и духовенство, веселится напропалую, будто стремясь наесться-нагуляться перед Великим постом. Так было в 1476 году, когда Иван Грозный наблюдал, как в кулачном бою его с ричники кропят кровью лед Москвы-реки. Так было в 1722 году, когда у Красных ворот был сооружен гигантский фрегат на его палубе паясничали Петр I, Екатерина и придворные в масках волков, я равлей и драконов. Так осталось и по сей день. Вот доказательство. Дело было в 1999 году в Суздале, куда я увязалась из любопытства за сво знакомой и ее друзьями - большими поклонниками народных обычаев. Мы смастерили Масленицу: две швабры, красные тряпки, вместо головы - ведро. Всю субботу таскали куклу по городу. А на закате сожгли - воткнули ее в cнег и подпалили одежды. Собрался народ. Взвилось пламя, женщины пустила в хоровод, закружили розы на их павловских платках. И глядя на танцующих я вспомнила вдруг: говорят, давным-давно. Масленица вышла из-за сугробов, увидала мужичонку и подхватила его в пляс. Так и заплясала до смерти... Отец Владимир понимающе кивает:

- Многие проповедники обрушивались на масленицу. В конце XVII B Патриарх Адриан даже пытался запретить 'бесовский праздник', но не сумел - только сократил с четырнадцати до се дней. А со временем Церковь и вовсе смирилась с масленицей, и вот, принила ее в число своих обычаев... Последний день масленицы - Прощеное воскресенье. В церкви в этот день вспоминают изгнание Адама из рая, а в народе прощаются с зимой и еще одним прожитым годом. Гаснут масленичные костры. Люди навещали могилы предков, а после спешат к вечерне. Воскресная служба начинается как обычно: чтение Евангелия, золотистое облачение священников. Но вдруг все меняется. Наступает новая неделя. Неделя Великого поста. Этот миг отмечен обрядом преоблачения, когда священники выходят к молящимся в золоте, но в фиолетовом - цвете ею скорби и вечности. Службу завершает чин прощения. Батюшки, включая и настоятеля храма, выходят на солею (возвышение перед иконостасом) и кланяются земным поклоном, прося друг у друга и у прихожан прощения - за все обиды, вольные или невольные, за невнимание, за грехи... А прихожане в свою очередь подходят к священникам, целуют Евангелие и произносят главную формулу этого дня: 'Простите меня, грешного, А в ответ: 'Бог простит, как я прощаю' - Это очень трудный обряд. Как это вдруг - поклониться кому-то в ноги, попросить прощения? Непривычно. Но после на душе делается легко-легко. Так говорит отец Владимир. Я же еще поминаю шмелевского Василь Василича, как он, пьяненький, причит; 'Справили маслену... нагрешили... прости... Христа ради...' И думаю, что у народа на все свои правила, и что широкая масленица для того человеку и нужна, чтобы глубже впасть в грех и полнее раскаяться.

http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/istoriyaprazdnika/

 

В народе каждый день Масленицы имеет свое название:

  • Понедельник — встреча
    Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
  • Вторник — заигрыш
    В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
  • Среда — лакомки
    В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
  • Четверг — разгуляй (разгул, широкий разгул)
    С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, катанием на лошадях,кулачным боям, шумным пирушкам. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.
  • Пятница — тёщины вечёрки
    Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
  • Суббота — золовкины посиделки
    Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
  • Воскресенье — проводы
    Также называется целовальникпрощенный день, последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали «чучело Масленицы», полученный пепел рассыпали по полям.

 

При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого постаЧистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.