О наболевшем! Часть 1. 20.02.2024г.


О наболевшем! Часть 1.   20.02.2024г.
О наболевшем! Часть 1.   20.02.2024г.20 февраля в Храме Христа Спасителя под председательством Его Святейшества состоялось собрание Московской Митрополии. В своём пространном слове Святейший Патриарх отметил, что мы живём в благоприятный для Церкви период, и важно использовать это время не для личного обогащения, а для славы Божией и укрепления церковной жизни.

Слова Его Святейшества воодушевили меня с дерзновением задать давно наболевший вопрос о деятельности некоторой части духовенства и их жён в соцсетях. Нередко встречаешь страницы с названиями: “заметки матушки”, “онлайн-матушка”, “по душам с матушкой”, а там, вместо ожидаемых тем о высоком, главном и спасительном, встречаешь элементарный бизнес, где предлагаются духовные услуги за деньги или рекламируются какие-нибудь украшения.

Задал вопрос Святейшему Патриарху: будет ли когда-либо в нашей Церкви орган, контролирующий деятельность подобных батюшек и матушек? 

Его Святейшество, со свойственной ему деликатностью и тактом, сказал о необходимости наличия у таких людей элементарной самокритики и ответственности за несомую информацию:

“Слова священника, опубликованные в сети, несут на себе печать его сана. Пожалуйста, братья, всегда помните: от этой печати вам никак не отделаться. Если вы указываете сан, то вы либо служите Церкви, либо вносите соблазн в ряды паствы и провоцируете отрицательное отношение к Церкви со стороны тех, кто к ней не принадлежит”.  

Хотя некоторые, о ком был задан мой вопрос, тут же по-своему интерпретировали ответ Святейшего, дескать он заступился за матушек. Этого не было. Он только с иронией сказал: «Вы аккуратнее с матушками». И с той же иронией продолжил, что «готов контролировать кого угодно, только не матушек». И в том, и другом случае, все присутствующие аплодировали. Но рукоплескания были и после заданного мной вопроса. Видимо, проблема на поверхности, и волнует всех.

А вот когда Его Святейшество уже стал по существу отвечать на вопрос, то сказал следующее: «Но дело в том, что моменты, которые нас шокируют (независимо от того, батюшка там, или матушка, или мирянин какой-нибудь), проистекают от того, что кто-то взялся за дело, за которое ему не стоило браться». Вот на эти слова я бы и попросил обратить внимание тем, кто считает, что Святейший заступился за матушек и не велел их тревожить… 

 

Вопрос задан, ответ получен.

Не мог не поднять этот вопрос в столь высоком собрании. Наболело! Вспоминаю начало 90-х. Мы мальчишками начинали свое воцерковление, общались со старыми священниками, которые пережили лагеря и тюрьмы, но не отреклись от Бога и Его Церкви.

С каким настроем мы учились в семинарии, какие были мечты и планы? Конечно же восстанавливать разрушенные храмы, идти с проповедью в школы, войсковые части, заботиться о спасение людей, чтобы ближе они были к Богу. Никто тогда не думал о личном обогащении.

И тут этот ужас в сети. То ли батюшки, то ли бизнесмены. Один: «Еду к Матроне, давайте имена, и вот моя банковская карта, перечисляйте». Ладно бы из Воркуты был, или, хотя бы, из Костромы. Нет, из Москвы, несколько станций метро проехать, и вот он, великий молитвенник, в Покровском монастыре, у мощей блаженной Матроны. Как-будто там нет служащего священства и указаний куда прислать имена и пожертвования. Налицо способ заработать легкие деньги, пользуясь доверчивостью людей, которые очень почитают Матрону. И это в сети, на виду у всего сообщества.

А жены священников! Нас учили церковному этикету: никогда нигде не представляться “отец такой-то”, но “священник или протоиерей такой-то”. И жены священников должны представляться не “матушка такая-то”, а “супруга протоиерея или священника такого-то”. Статус «батюшка» и «матушка» надо заслужить! Это народ Божий, если увидит, что ты любишь людей как отец родной, то будет звать тебя «отцом» или «батюшкой». И если ты стала настоящей помощницей своему супругу в приходской жизни, и люди видят твою любовь, вот тогда с любовью и благодарностью будут звать «матушкой».

А что тут? Блоги с названиями, включающими в себя слово «матушка». А там показуха и гламур, пестрая и роскошная жизнь в фотографиях. То рестораны, то театры, то огромные букеты цветов, то пышные наряды. Это конечно цепляет глаз, поэтому столько подписчиков, столько восторженных комментариев о красивой и счастливой жизни, которая выставляется в этих фотографиях.

Но где тут образ матушки? Его нет! Есть только показуха красивой жизни, жизни семейной, много детских фотографий. А это вовсе отдельная тема. На всю страну казать детей своих, постоянно и много. Где тут первый семейный принцип, что «счастье любит тишину»? Потом удивляются, что дети постоянно болеют.

И всё ради чего? Ради большего числа подписчиков! Видя красивые улыбки, пестроту и счастье, люди ведутся, подписываются. А дальше больше: пожертвований на работу страницы уже недостаточно! «Давайте я вам расскажу о подготовке ко причастию, но за деньги». А вот ещё курс «Как все успевать и быть в гармонии с собой». И тоже за деньги. А дальше реклама серёжек…за деньги.

А матушка-то в чем? Где тут Христос? Где забота о душе? Где образ истинной христианки? «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1 Пет. 3:3-4). И священники, и их жены, призваны нести свет Христов и словом, и примером жизни своей! А тут прямо противоположный образ.

Мало того, характерной чертой этих матушек-блогерш является отрешенность от общей сегодня беды. Я про СВО. Ведь им задают вопросы об отношении к этому, а ответов нет. Почему? Да всё просто: подписчики с обеих сторон (из России и Украины). Все наслаждаются красивой жизнью в фотографиях под названием “планета счастья”. Скажи, что хорошо от нацистов Украину очищать, удалятся одни подписчики, скажи, что это не хорошо, удалятся другие. И плевать, что там наши братья гибнут. У нас тут своя жизнь. 

И где тут матушка?

Церковь всегда со своим народом, и в горести, и в радости! На каждой литургии во всех храмах сегодня возносятся Богу молитвы о нашем воинстве, собирается гуманитарная помощь и деньги. А тут «моя хата с краю».

Наконец самое неприятное. Видят эту жирную, цветастую жизнь жены провинциальных священников, и пилят потом своих мужей: и мне давай, и я хочу..

Как тут не вспомнить слова Спасителя: «Невозможно не придти соблазну, но горе тому, через кого соблазн приходит» Луки 17:1.

И где тут матушка?

Была попытка одних таких матушку с батюшкой по-братски вразумить. Больше писала им моя супруга. Нарвались на грубость. Пришлось через начальство воздействовать, часть бизнес-публикаций удалили.

А тут встретил молодого священника, мужа такой матушки-блогерши. Поговорил, попытался убедить. Глаза в пол и молчание. Все понимает, но менять ничего не хочет. Бизнес и ничего личного. Трехкомнатную квартиру взяли в ипотеку, страничка в сети- основная кормушка. И где тут батюшка с матушкой?!

Я знаю массу священников, которые, если не хватает средств, получаемых от служения священником, занимаются дополнительным заработком. Кто-то занимается строительством, кто-то курьером. И матушки, настоящие матушки, трудятся как могут. Знаю одну, у которой 8 детей, и она работает медсестрой, при этом стесняется, когда ее называют матушкой. Знаю другую, у нее 4 детей, она является сотрудником авиакомпании, еще шьет для храма и ведет бесплатные (!) курсы шитья для прихожан, и тоже стесняется называться матушкой. 

Причем, есть в сети блоги вменяемых пастырей и их прекрасных половинок. Но там присутствует какая-то скромность, какой-то такт. Там видно, что люди трудятся. Батюшки читают прекрасные проповеди, записывают полезные лекции. Их жены занимаются флористикой, шитьем или вышивкой, иконописью, дают уроки церковного пения. Но это труды, которыми хочется любоваться. А тут пустой трёп и показуха. 

Кто-то спросит: а тебе какое до этого дело?

Есть понятие “корпоративная ответственность”. Я считаю себя частью этой большой семьи под названием Церковь Христова, и это – моя боль! Вот и осмелился спросить Святейшего.

Нас, священников, часто сравнивают с офицерами. И сходства действительно много. И те, и другие, присягают, служат. Для одних указ, для других приказ- не обсуждаются. Очень много сходств. И любо-мило видеть офицера подтянутого, выглаженного, с начищенными ботинками. Так и священник должен и вид иметь, соответствующий сану. А то видишь фото у одного батюшки в блоге: стоит в светлом подряснике, забрызганном грязью, из под подрясника видны кроссовки. Представьте себе офицера в полной форме во время построения, а вместо начищенных ботинок- кроссовки.

Выправка, чувство долга, ответственность за свое служение – это должно быть присуще каждому воину Христову!

И жены офицеров – это звание всегда было чем-то высоким. И истинные матушки: настоящие, скромные, труженицы- они вот такие! Ну не умеешь ты ничего делать- так хоть полы устройся мыть или сиделкой работать. Пусть небольшие деньги заработаешь, зато хлеб будет трудовой, а не дармовой. А то посмотрят детки на таких родителей, и тоже блогерами вырастут, и тоже 24 на 7 будут в сети сидеть и от подписчиков переводов ждать. Ведь яблочко от яблоньки не далече падает…

Проблема обозначена. Верю, что появятся и решения, и ограничения для таких батюшек и их матушек.

Простите! Наболело..

Поделиться