Подвиги Св. Апостолов, трудившихся для распространения веры Христовой, ничем не измерить. В самое короткое время благовестие Святых Апостолов прошло от края до края всю вселенную и покорило её Христу. Это  чудное победоносное шествие Евангелия тем чудеснее, что всё и вся в тогдашнем мире вооружилось против Христовой веры. Слепой фанатизм иудеев, язычников, для которых соблазном и безумием казалась вера в Распятого, вооружился на Христа и его последователей. Чёрной клеветой и обвинениями в порочной жизни и волшебстве преследовали учеников Христовых жрецы и грубая чернь. Люди, привыкшие жить в похотях своего сердца, озлобленно восстали против веры Христовой, повелевающей для достижения спасения отказаться от всех удовольствий и распять плоть со страстями и похотями. Притеснения, пытки, мучения, казни, самые жестокие и разнообразные, одни других неслыханнее и бесчеловечнее, придумывала адская злоба для исторжения у христиан отречения от своей веры. Рекою лилась кровь проповедников Христа. Но чем более ожесточенными становились гонения на учение Христово, тем шире и быстрее оно распространялось. Твердая вера и терпение, поддерживаемые в гонениях и преследованиях благодатью Духа Святого, руководившие и укреплявшие в проповедании Христа, - вот где тайна успеха Святых Апостолов.

 

После крещения в Иордане Господь Иисус Христос начал проповедовать Своё Божественное учение. Множество народа со  всей Иудейской страны стекалось слушать. Но люди слушали и возвращались к своим житейским занятиям. Некоторые сопровождали Его повсюду. Они и стали впоследствии учениками Христа. Господь открывал ученикам тайны Царствия Своего. Господь очищал и просвещал их ум и сердце. Ученики были свидетелями Его жизни и деятельности, слушателями и собеседниками.

Святой Апостол Петр

В Палестине, в пределах Галилейских, на берегу Галилейского озера расположился небольшой городок Вифсаида. В нем в основном жили рыбаки. Жил там и бедный рыбак Иона. У него было два сына, Симон и Андрей. Старший сын Симон был женат, имел сына и дочь. Симон был человек простой, неученый, боялся Бога и строго соблюдал заповеди Божии. Жил вместе с женой, двумя детьми, престарелым отцом и тещей. Однажды брат Андрей сказал Симону, что видел Мессию – Христа, и повел его к Господу. Христос взглянул на Симона и, провидя твердость и силу духа его, сказал: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, или Петр. Петр – камень.» У Симона была душа горячая, пламенная, нередко он больше подчинялся порывам сердца, чем рассудку. Увидев кроткое лицо Христа и услыхав обращенные к нему пророческие слова, он сразу уверовал, что перед ним  Мессия – Христос, посланный Богом для спасения мира. Но Симон не сразу оставил свой кров. Он продолжал трудиться. Однажды Христос, увидев рыбаков и Симона с ними, вошел в лодку и учил народ.  Потом сказал, чтобы рыбаки закинули сети. Рыбаки ответили, что ловили всю ночь и ничего не поймали. Но по слову Божию они закинули сети и вытащили столько рыбы, что сети стали рваться. Всех взволновало такое чудо. Пав на колени перед Господом, Петр сказал: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный.»  На что Господь ответил: «Не бойся! Отныне будешь ловить человеков.»  Это было и повеление, и обещание. Вскоре Христос посетил дом Петра. Теща Петра была больна. Христос взял ее за руку, и она выздоровела. В доме Петра Иисус исцелил и других больных. С того дня Петр уже не отлучался от Христа.

Уверовав в Господа Иисуса Христа с первой встречи, Петр всё более и более укреплялся в вере, что Христос – Сын Божий. Петр первый из учеников высказал и торжественое исповедание Христа. Искренняя любовь и преданность была у Петра к Иисусу Христу. И Иисус сказал: «Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее. И дам тебе ключи Царства небесного, и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16 : 13 – 19).

Горячечность чувств соединялась в Петре с колебаниями и сомнениями. Как-то ученики плыли в лодке по спокойному озеру. Вдруг поднялся ветер, лодка стала тонуть. Господь увидел их и по волнам пошел к лодке. Петр попросил: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.» «Иди», - отвечал Христос. И Петр пошел. Но вдруг испугался бездны воды и начал тонуть. Он закричал: «Господи! Спаси меня!» Господь сказал ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?» Вообще Петр больше других Апостолов нуждался в руководстве Господнем. Но в то же время он был одним из приближенных учеников Спасителя, за нго глубокую веру и искреннюю любовь. Во время знаменитой прощальной беседы Иисуса Христа с учениками Петр горячо обещал следовать за Господом до самой смерти непрестанно. На что Господь сказал, что Петр трижды отречется от него. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, - и ты, когда восстанешь от падения сам, утверди братьев твоих.»  Действительно, Петр спал, когда Господь пребывал в сердечной тоске и душевной скорби в последние минуты. Когда пришла толпа за Иисусом Христом, Петр возмутился, и, выхватив меч, ударил раба Малха. Господь упрекнул его за несдержанность. «Как же сбудется предсказанное в писаниях, что этому должно быть?» И вслед за этим горячим порывом Петр малодушно трижды отрекается от Христа, за которого и душу готов был положить. «Не знаю я этого Человека,» - говорит Петр, но встретив немой упрек Христа, вспоминает слова Спасителя и заливается слезами покаяния. Этим раскаянием сердечным получил Петр прощение. В знак того, что Петр прощен, он первый из Апостолов увидел воскресшего Христа. Петр снова уверяет Господа в своей любви: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя,» - говорит он. «Паси овец моих,» - отвечал Господь.

И Петр стал проповедовать учение Христа, призывая народ креститься и каяться для прощения грехов и получения дара Святого Духа. Петр много проповедовал. Так, его проповедь в один час обратила в христианство три тысячи человек. В другой раз Петр исцелил больного и своей проповедью сразу  пять тысяч привел ко Христу. Даже Петрова тень была целебна, имела чудотворную силу. Святой Апостол Петр был ревнителем правды и истины, и потому – строгим обличителем и карателем лжи и неправды. С возрастанием числа верующих злоба иудейских начальников на проповедников росла. И тогда Ирод, царствовавший в Иудее, приказал заковать Петра и посадить в темницу.

Ночью перед судом Петру явился Ангел Господень, цепи спали, и Петр вышел из темницы на улицу. В Палестине Петру оставаться больше было нельзя. И он пошел проповедовать учение Христово в Кесарию, Финикию, на острова Родос, Понт, в Сирию, через всю Малую Азию идет Петр к берегам Черного моря, потом Мраморного моря, возвращается в Иерусалим и опять отправляется проповедовать. Ставит в городах Епископов, пишет послания верующим. Переплывает из Азии в Европу, идет в Македонию, на Сицилию, в Италию, в Рим. Несколько дней Петр был и в Британии. И снова возвращается в Рим. В Риме правил Нерон, который был рассержен на Петра. Христиане, узнав об опасности, грозящей Апостолу, умоляли его спастись. Петр не хотел уходить из города, но потом согласился. Когда наступила ночь, он вышел из города и увидел идущего ему навстречу Спасителя. «Куда идешь, Господи?» - «Иду в Рим, чтобы снова распяться,» - отвечал Христос. Тогда Петр понял, что Господь идет принять страдания за него. И познал, что в страданиях Апостола должно прославиться Имя Господне. Петр вернулся обратно в Рим, был арестован и приговорен к распятию на кресте. Петр просил распять его вниз головой, ибо посчитал себя недостойным принять смерть так же, как принял ее Учитель и Господь, и желал приклонить свою голову под ноги Его. Скончался Петр семидесяти лет от роду 29 июня 67 года по Рождестве Христовом.

Святой Апостол Павел

Святой Апостол Павел, один из величайших учителей христианской веры, обратившийся ко Христу после прочих апостолов, был по происхождению иудей из колена Вениаминова, и так как он самого себя называет фарисеем, то следует, что семейство его принадлежало к ортодоксальной партии фарисеев. Еврейское имя его было Савл, или Павл. Точных данных о рождении его нет. Родиной Савла был Тарс, главный город Киликии в Малой Азии, крупный торговый центр, одно из знаменитых мест греческой образованности.

По наследству от родителей Савл получил высокое звание римского гражданина, которое давало ему большие возможности и права. Еще юношей родители отправили Савла в Иерусалим для получения образования. По иудейскому обычаю школьное обучение мальчика Закону обыкновенно начиналось в 13-летнем возрасте. Обучался Савл в Иерусалимской раввинской академии, которую возглавлял знаменитый раввин Гамалиил. Он хоть и принадлежал к партии фарисеев, но был человеком свободомыслящим, интересовался греческой литературой, был чрезвычайно рассудительным и снисходительным в своих суждениях. Гамалиил пользовался большим уважением у своего народа.

Пребывание будущего Апостола Павла в Иерусалимской академии имело для него впоследствии большое значение как в умственном, так и в нравственном отношении.  Его высокообразованность положила основание тому удивительному красноречию, которое мы видим в позднейших речах и посланиях Апостола. Павел имел исключительные способности, ум острый и живой в соединении с твердой волей, тщательно был наставлен в отеческом (фарисейском) законе. В школе Савл обучился ремеслу – делать из войлока палатки, и впоследствии этим содержал себя. Из академии Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий, фарисейство было для него незыблемой истиной, за которую он готов был положить жизнь, и гонителем веры Христовой. Он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины – в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Савл отправился с кровавым поручением препровождать тамошних христиан для суда и расправы. Во время пути Савла вдруг осветил ярчайший свет, от которого он ослепшим пал на землю. Из Света раздался Голос: «Савл! Савл! Почему ты гонишь Меня?» «Кто Ты?» - спросил Савл. Господь ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь.» Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали Голос, но Света не видели. Приведенный под руки в Дамаск ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого момента он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к общине верующих и познакомился с апостолами.  Ученики Христовы не сразу приняли Павла, они еще помнили его преследования, но Св. Ап. Варнава рассказал обо всем произошедшем, и недоверие уступило братской любви. Вскоре – по велению Духа Святого – Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие. За 6 лет Апостолы прошли весь Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется только Павлом. Во время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были организованы христианские общины в Антиохии Писидийской, Иконии, Листре, Дервии. В 51-м году Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где он горячо восстал против обряда обрезания, т. к. это несовместимо со свободой христианства. Вернувшись в Антиохию, Апостол Павел предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил уже основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию. Там Павел основал христианские общины, приобрел своего любимого ученика Тимофея, и к ним присоединился евангелист Лука. Второе путешествие продолжалось до 54-го года. После него Павел вновь прибывает в Иерусалим. И затем предпринимает третье апостольское путешествие (56 – 58 г.) . Посетив сначала уже образованные им церкви, Апостол Павел останавливается в Ефесе, и в течение двух лет ежедневно проповедует. Пишет послание к Галалам и первое послание к Коринфянам.  Димитрий, серебряных дел мастер, который мастерил изделия для язычников, поднял против Павла народ, и Павел отправился в Македонию, и затем снова в Иерусалим.

В Иерусалиме возникает против Павла народный мятеж. Он был взят под стражу в 59-м году, а спустя два года Апостол, как римский гражданин, по его желанию отправлен в Рим на суд Кесаря. Потерпев кораблекрушение у берегов острова Мальта, Апостол Павел достиг Рима только летом 62-го года, там он пользовался снисхождением Римских властей и открыто проповедовал. В Риме Павел написал свои послания к Филипийцам, с благодарностью за присланное ему денежное пособие, к Колоссянам, к Ефесянам и Филимону, - эти три послания написаны им в 63-м году. Так же Павел написал послание к палестинским Евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что в 64-м году он был предан мученической смерти. Но есть предположение, что Павел находился под стражей 2 года, был освобожден и отправился на Восток. Весной 65-го года, согласно этому предположению, он посетил малоазиатские церкви, и в Ефесе рукоположил Тимофея во епископа. Далее - Троада, Македония, где он пишет первое послание к Тимофею. В Коринфе Павел встречается с Петром, после чего они дошли до Италии, и по возвращении в Рим Павел вновь был заключен под стражу, уже до смерти. После трехмесячного заключения Павел, как римский гражданин, был усечен мечом в 67-м году недалеко от Рима.

Вся жизнь Апостола Павла делится на две части: фарисей, строго исполняющий закон Моисея, и апостол Христов, всецело преданный делу Евангельского благовестия. Апостол Павел написал 14 Посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения.
Апостолы Петр и Павел много потрудились в распространении Христовой веры, и справедливо почитаются вместе как «столпы» Церкви. Оба мученически скончались при императоре Нероне, их память празднуется в один день 12 июля (новый стиль) – 29 июня (старый стиль). День памяти Первых Всехвальных Апостолов – значимый праздник, которому предшествует Петров пост.

На иконостасе во 2-м ряду Апостол Петр изображается слева с ключами, а Павел – с мечом и книгой.

Общее у Апостолов:

1. Уверенность в проповедуемой Истине;

2. Слова проповеди не расходятся с делами (их чистая, безгрешная жизнь);

3. Господь всегда незримо помогал им проповедовать, ибо обещал Своим ученикам пребывать с ними до скончания века (их жизни).

Людмила Киреева