История Храма

XII век

Впервые в архивных материалах о храме в с. Дубровки и его приходе встречаются короткие сведения, относящиеся к началу XII века. Авторы, независимо друг от друга, в скудных строках свидетельствуют об истории деревень, составляющих приход храма.

– (По Огородникову) — Дубровки с. вл., при речке безымянной. По левую сторону Московского тракта (из Дмитрова в Москву) 2-го стана в 16 верстах от уездного города, в 16 верстах от станового квартала, 15 дворов 149 душ м. и ж.пола церковь православная.

– (По Шрамченко) – с. Дубровки Ильинской волости, 145 душ в 17 верстах от уездного города, в 17 верстах от станового квартала, в 10 верстах от волостного правления, в 10 верстах от квартального урядника. При этих сведениях никакие даты не упоминаются, и только начиная с 1627 года отслеживается последовательность владения селом Дубровки и о приходе церкви Илии пророка и Свм. Димитрия Солунского.

XVII век

7135 (1627 от Р.Х.) г. — по материалам книги Холмогоровых и «Писцового описания» – князь Белосельский Михаил Васильевич купил с. Дубровки (д. Подосинки входили в купчую). В 1625 году у Ивана Сумарокова сына Плохово, отец которого (Сумарок), получил ее от царя Василия Шуйского в 1б10 году за так называемое московское осадное сидение, т. е. защиту столицы при осаде ее поляками. В сем была деревянная ветхая церковь Илии пророка, в ней образы, книги, ризы, и всякое церковное строение вотчинниково да придел Димитрия Солунского. («В селе место дворовое попово, пашни перелогом церковной худой земли три четверти лесом поросло. Семь четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 2О копен. Да в селе двор вотченников, живут в нем прикащик и деловые люди и двор без пашенного бобыля»)

В смутное время на это село претендовал Тимофей Васильевич Грязнов и даже получил на него от Сигизмунда III лист на «старинную отчизну отца его».

1641 г. – вотчина переходит князю Никифору Ивановичу Белосельскому.

1676-1697 гг. Вотчиной владеют дети Никифора Ивановича Белосельского — Иван Большой и Иван Меньшой Никифоровичи. В окладных книгах патриаршего Казённого приказа за 1678 г. записано: «Прибыла в Дмитровскую десятину по переписным книгам архимандрита Антония 1677г. из Переславль — Залесской десятины церковь Пресвятыя Богородицы «Одигитрия» в с. Дубровках в вотчине князя Ивана Большого, да князя Ивана Меньшого Белосельских, по новому окладу дани 29 алтын 2 деньги заезда гривна».

В этот период, а точнее, в первой трети XVII в. зарождалась деревня Подосинки. Ее зарождение представляет интерес, ведь крестьяне этой деревни по традиции тяготели к селу Дубровки и входили в Дубровское сельское общество. Жители деревни были и остаются поныне прихожанами церкви и еще с зарождения вместе отмечали престольные праздники — день Ильи Пророка и день Димитрия Солунского, поскольку еще с XVII в. в Дубровском храме существовали престолы этих святых. Кроме того, с. Дубровки и д. Подосинки входили в одно владение, практически за весь период наблюдения.

К середине XVII в. по западной стороне дороги на земле Ивана Плохово, а затем его племянника князя Михаила Васильевича Белосельского, появилась деревня «Приезжая». Эта деревня после князя Михаила Белосельского перешла его племяннику — Московскому дворянину Никифору Ивановичу Белосельскому. Позже ее поделили пополам между двумя его сыновьями — Иваном Большим и Иваном Меньшим, и на протяжении последующих более чем ста лет такое деление сохранялось их потомками.

В 1677г. – деревня Приезжая состояла из пяти дворов, где проживали с семьями 18 человек мужского пола. С начала XVII в. у д. Приезжей стало появляться и другое название — «Подосинки». Почти до конца века эта деревня продолжала принадлежать князьям Белосельским: одна половина — статскому советнику Алексею Константиновичу, а затем его сыну, майору в отставке, Ивану Алексеевичу, другая — князю Михаилу Андреевичу, именитому морскому генералу, а позже — его сыну Александру, который в последнюю треть века поднялся очень высоко и вошел в круг высшего света. В родословных книгах XIXв. он охарактеризован как самое значительное лицо в роду Белосельских. Это был блестяще образованный человек, умелый дипломат (посланник в Дрездене и Турине), действительный тайный советник, обладавший большим состоянием.

XVIII век

Прекрасное образование получили и все его дети, в том числе воспетая А. С. Пушкиным «царица муз и красоты» Зинаида Волконская — дочь от первого его брака. К концу XVIII в. A.M. Белосельский перестает быть причастным к владению и, видимо, продает принадлежащую ему часть своим совладельцам — родственникам. Похоронен он в Петербурге в Александро-Невской лавре.

К концу XVIII столетия обе половины Подосинок принадлежали дочери И. А. Белосельского — Варваре Ивановне Нарышкиной. По данным 1883 г. в деревне было 11 хозяйств, проживало 48 человек, существовал хлебный магазин. В настоящее время Подосинки являются довольно крупным населенным пунктом. Он включает в себя две (ныне слившиеся) старинные деревни с одинаковым названием «Подосинки», которые в течение нескольких столетий стояли напротив друг друга на бойкой дороге из Москвы в Дмитров. Кроме того, в него входят совхозный поселок того же имени, возникший в шестидесятые годы и, построенная в конце 70-х — начале 8о-х годов экспериментальная деревня Новые Подосинки. В последние годы здесь образовался торговый центр, выстроена школа современного типа и продолжается дальнейшее развитие поселка.

1700 г. – 18 октября был выдан антиминс по благословенной грамоте в с. Дубровки в новопостроенную церковь великомученика Димитрия Солунского, что в вотчине князя Ивана Никифорова сына и князя Константина Иванова сына Белосельских под расписку той же церкви попа Петра Степанова.

1705 г. – 14 июня выдан антиминс по благословенной грамоте в новопостроенную церковь во имя Пророка Илии под расписку г. Москвы Сергиевской церкви дьякона Степана Алексеева. С 1705 по 1715г. священником был Петр. С 1715 по 1732 гг. его сын Леонтий Петров, бывший при оной же церкви в 1705г. дьяконом. После князя Ивана Меньшого Белосельского вотчиною владел его сын Андрей (убит под Дерптом), он был женат на княжне — Марье Григорьевне Козловской.

1715 г. — село Дубровки принадлежало Алексею и Михаилу Андреевым — князьям Белосельским по наследству от отца их князя Андрея Ивановича.

1751г. — по «Исповедной книге» в Дубровском помещичьем имении значатся два владельца: княгиня А. К. Панина и князь М. А. Бологой. Имение состояло из с. Дубровки, деревень: Подосинки, Морозове (Морозцево) и сельца Сазонки.

Первой принадлежало: по с. Дубровки — 3 двора по д. Подосинки — 3 двора по д. Морозове — 2 двора по с-цу Сазонки — 2 двора.

У второго: по с. Дубровки — 6 дворов по д. Подосинки — 4 двора по с-цу Сазонки — 4 двора.

1782 г. — по межевым книгам 1782г. по Дубровскому имению (с. Дубровки с деревнями) в качестве владельцев значатся снова князья Белосельские.. За Алексеем Константиновичем Белосельским записано по имению 997 десятин, 2047 саженей земли, к селу приписана пустошь «Щепино». В XVIII в. в село Дубровки — приходское, входили селения: Дубровки, Подосинки, Морозцево и Сазонки.

1791 г. — селом владела жена Алесандра Алесан-дровича Нарышкина — Варвара Ивановна по наследству от отца кн. Ивана Алексеевича Белосельского.

XIX век

1804г. – к Духосошественской церкви была приписана другая деревянная церковь «Успенская» в с. Никульском. История ее возникновения привлекает интерес. Вот что значится в краеведческих материалах Дмитровского края об этом, немногим известном уголке. Возникновение храма связано с судьбой видного государственного деятеля петровской эпохи — боярина князя Бориса Алексеевича Голицына. В юго-восточной части района, недалеко от платформы «Морозки», на высоком левом берегу речки «Скорогадайка» (правый приток речки Икши), находится деревенька Никульское, часто местными жителями называемая Коммуной.

В 1689 г. ее вместе с прилежащими деревнями Горки, Бутримово (ныне часть деревни Подосинки), Голиково было куплено Б. А. Голицыным у дворянина Ивана Никитича Чаплина. Сельцо оживилось, стало более благоустроенным и ухоженным. По переписи 1705 г. село состояло из трех дворов, в одном из которых жил садовник (по-видимому там существовал сад). Но основной след, который оставил Б. А. Голицын в Никульском — это то, что в 1709 г. построил здесь на свои средства деревянную церковь, освященную в честь Успения Пресвятой Богородицы. В сельце появились дворы причта и оно перешло в ранг села. Церковь просуществовала до 1881г. (в 1881г. она сгорела). На ее месте была поставлена часовня. Сейчас от нее ничего не осталось.

Что же за человек был князь Борис Алексеевич Голицын (1654-1714)?

Относился он к числу высокопоставленных и приближенных к царскому двору лиц, пройдя по иерархической лестнице до высшего придворного чина, став в 1690 г. боярином. В годы детства и ранней юности Петра был его воспитателем («дядькою»), проводил много времени с будущим самодержцем. В 1689 г. активно способствовал приходу к единоличной власти Петра (конфликтный период) после чего его влияние при дворе возросло. Он сопровождал Петра в поездках на Белое море, был с ним в обоих азовских походах. В 1697-1698гг., когда Петр жил за границей, Б. А. Голицын вместе с Л. К. Нарышкиным и П. И. Прозоровским оставили представлять высшую власть в России. В свое время его назначили руководить Поволжьем, так абсолютно, как если бы был государем. В1705 г. в Астрахани вспыхнул сильный бунт. Голицын, как основной виновник этого, был отстранен от должности и более не играл никакой роли в политической жизни, хотя личное расположение Петра сохранил до конца своих дней. К этому опальному периоду относится возросший интерес князя к религиозной жизни. Именно тогда он и построил (по обещанию своему) храм в Никульском. За год до смерти Б. А. Голицын принял постриг с именем Благолеп.

1823 г. — в этот период наиболее последовательно отображается состояние церкви. Упоминается, что на месте сменявших друг друга деревянных храмов была построена кирпичная церковь. Ее сооружение относят к первой половине XVIII в. (конкретная дата отсутствует). Церковь выстроена на средства местного помещика Белосельского. К первоначальной постройке относится лишь храмовая часть здания. Трапезная и колокольня пристроены в 1823 г. на средства новой владелицы села — Тотуллиной. Из клировой ведомости 1827 г. узнаем, что церковь была теплой, имела два престола: первый — во имя Сошествия Святого Духа (здесь впервые встречается означенность церкви Сошествие Святого Духа), второй — во имя Пророка Илии. Третий придел, во имя Димитрия Солунского, пристроен в 1853 году.

1840 г. Помещицей в селе Дубровки была — коллежский секретарь, Татьяна Дмитриевна Слепцова. В приходе было дворов 81, число душ 714 (клировая ведомость) — священником значится Иван Георгиевич Филицын — 28 лет. Окончил Спасо-Вифанскую семинарию и в 1853 г. был произведён в священники и направлен в церковь Сошествия Святого Духа в с. Дубровки Высокопреосвященнейшим Филаретом Митрополитом Московским. В ведомостях отмечается состав его семьи — жена и пятеро детей. При нем были заштатные и сиротствующие 8 человек из числа жен и детей умерших служителей церкви. Все они содержались на средства церковных служителей. Священник, Иоанн Филицын, обучал грамоте крестьянских детей безвозмездно на протяжении 10 лет. С 1873 г. священник пользовался пособием от уездной земской управы. К этому времени приход составляли 73 двора, число душ — 630.

С 1873 г. — священником храма с. Дубровки значится Иоанн Озеров. В селе 13 крестьянских дворов, а в приходе 71, жителей — 549 душ.

1887г. — «Метрика» для получения верных сведений о древне-православных храмах, Божьих зданий и художественных предметов. Духосошественский храм с. Дубровки.

1899 г. — девятнадцатый век закрывает клировая ведомость за 1899г. Церковь Сошествия Святого Духа в с. Дубровки — каменная, с колокольнею. Престолов три: настоящий холодный во имя Сошествия Святого Духа, в трапизи с правой стороны — во имя Святого Пророка Илии, с левой — во имя великомученика Димитрия Солунского. Земли при сей церкви 34 десятины 2311 кв. сажен. Дома у причта собственные деревянные на церковной земле. Священник Василий Иоаннов Соколов, 28 лет, сын псаломщика из Московской епархии, с 1869 года состоит законоучителем Подосинковской школы грамоты своего прихода, с 1899г. преподаватель Дубровской школы начального училища. Приход: с. Дубровки — 27 дворов. Деревни: Подосинки, Морозцево, Щепино, Сазонки, Голиково, Варварино, Горки, село Никульское,- 106 дворов, 6i8 душ.

XX век

1910 г. — сохранились страховые документы, которые представляют описание строений, дается характеристика здания в целом и с указанием отдельных элементов таких как: размеры внутренние, количество окон и место их расположения. Составлено при священнике Василии Соколове, церковный староста Петр Смирнов (страховая оценка от 04.08.1910 г.)

1912 г. — причту церковному было дано разрешение Московской духовной консисторией на производство отдельных работ по ремонту отопительных печей в храме, заменить ограду новыми каменными столбами и железными решетками в пределах прежней ограды. Как видно из документов, этим планам не суждено было осуществиться. На фото после 1917 г. ограда осталась ветхая с деревянными решётками. Новая ограда с железными решётками осталась на бумаге.

1916-1917 гг. — клировая ведомость с упоминаниями о престолах… «Престолов три: в настоящей холодной во имя Сошествия Святого Духа, приделы с правой стороны во имя пророка Илии, с левой — великомученика Димитрия Солунского. Причт: священник и псаломщик. Земская школа открыта в 1898 г. Священник Павел Иванович Лавров, 26 лет. Церковный староста Илья Иванович Харламов, 56 лет.

За 1917 г. отмечено: Церковная писцовая земля 35 десятин, в с. Никульском 34 десятины (155 кв. сажен). Деревянные дома причта располагались на церковной земле и находились в их собственности. После 1917г. земля была конфискована.

По соглашению с местным совдепом в 1923-1926 гг. общине верующих передали здание церкви с колокольней и церковную сторожку.

1925 г. — освободилось место священника в Свято-Духовском храме в селе Дубровки, и собрание прихожан единогласно постановило просить епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) рукоположить диакона Владимира в сан священника для служения в их храме. Просьба была тогда же исполнена и служил он до 1931 г.

История Храма

Священномученик Владимир родился 5 июля 1889 года в селе Измайлово под Москвой в семье псаломщика Платона Красновского; мать его была при храме просвирней. Отец умер еще до наступления гонений на Русскую Православную Церковь, мать – в 1918 году. Владимир окончил Перервинское Духовное училище, некоторое время служил псаломщиком, как его отец. В 1923 году он был рукоположен епископом Клинским, викарием Московской епархии, Гавриилом (Красновским) в сан диакона и стал служить в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Ассаурово Дмитровского района.

В 1931 г. отец Владимир был назначен служить в храм в селе Легчищево Лопасненского района Московской области. 11 ноября 1937г. власти арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в городе Серпухове. Основанием для ареста послужили показания «двух свидетелей на негласном допросе» как говорится об этом в документе следствия.

 

История Храма

 

В тот же день священник был допрошен, ему были заданы вопросы в соответствии с показаниями этих свидетелей.

Вопрос:

— Следствие располагает данными о том, что Вы среди окружающего Вас населения, колхозников вели контрреволюционную агитацию, направленную против существующего строя и проводимых мероприятий. Признаете ли Вы это?

Ответ:

— Агитацию против советской власти я не вел, так как я в политике этой не могу разобраться.

Вопрос:

— Следствию известно о том, что Вы систематически вели контрреволюционную агитацию при исполнении своих служебных обязанностей, например при похоронах и тому подобном, признаете ли Вы это?

Ответ:

Контрреволюционной агитацией я никогда не занимался.

Вопрос:

— В деревне Пикалово во время обеда, после похорон Вы вели контрреволюционную агитацию среди колхозников, распространяя гнусную клевету по адресу руководства Советской власти. Признаете ли Вы это?

Ответ:

— Нет, этого никогда не было.

Далее следователь стал цитировать показания тех, кто оговорил священника, но и здесь отец Владимир отверг их как ложные.

— Этого я никогда и нигде не говорил, все это на меня показано ложно.

– Еще раз следствие требует от Вас правдивых показаний, довольно Вам давать лживые показания!

Но отец Владимир на это ответил:

— Честное слово, я нигде никому не говорил о том, что конституция вызывает много вопросов, я ее читал и с ней был согласен.

Вопрос:

— Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении?

И отец Владимир сказал:

— Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, так как я этого нигде и никогда не говорил.

17 ноября Тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Красновский был расстрелян 25 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово, под Москвой.

С упомянутого периода никаких документов не сохранилось. По народному преданию церковь действовала вплоть до начала Великой Отечественной войны. С началом войны церковь не функционировала из-за отсутствия прихожан и настоятеля. Богослужения не возобновились до конца века. В этот период храм использовался под склады самых различных сельхоз материалов. Колокольня была оборудована под водонапорную башню для обеспечения водой рядом расположенного пионерского лагеря.

С падением системы Советской власти жители с. Дубровки и близлежащих поселений вернулись к вопросу разрушенного храма. К этому времени от храма остались только стены с разрушающимися вершинами. Отдельные фрагменты фотографий (фотографии на вклейке) дают представление о его состоянии. По фотографиям видно, что внутренние стены имели роспись, отдельные фрески еще можно было различить. Крыша трапезной была обвалена, окон не было, отсутствовал купол колокольни.

В 20-е годы XX в. население Дубровок составляло 190 человек, было 39 хозяйств. К этому времени за школой вдоль дороги в д. Подосинки местные жители стали строить себе новые дома. Так возник как бы новый «микрорайон» в Дубровках, который получил название Слободка.

Состояние храма в первой половине ХХ-го столетия.

Об истории помещичьей усадьбы с конца XIX в. следует сказать особо. Владельцем ее вплоть до 1917 г. был французский подданный, имевший предприятие в Москве, Жак Герцог. После революции, до самой смерти (1940 г.) Жак Герцог жил в бывшем своем доме, занимая небольшую его часть.

В 1942 г. власть настояли на закрытии Храма “в связи со смертью приходского сващенника”.

В советское время усадьба была национализирована и долгие годы использовалась как база отдыха швейного предприятия.

С конца 40-х годов и до перестроичных катаклизмов там располагался пионерский лагерь «Ракета». Сейчас вся территория усадьбы распродана отдельными участками, а находящиеся там строения либо переделываются, либо сносятся.

Конец ХХ-го столетия. Новая жизнь храма

12 июля 1997 г., по инициативе жителей с. Дубровки, у храма состоялся сход жителей окрестных поселений. Храм был передан общине верующих. Был избран приходской совет церкви, настоятелем был назначен отец Александр Гнутов по совместительству. Был отслужен молебен и в тот же день состоялся субботник по очистке храма от рухнувшей кровли. Начались восстановительные работы. Все приобретения и работы производились за счет прихожан.

История Храма

 

Приделы:

прор. Илии (2 августа)
вмч. Димитрия Солунского (8 ноября)
Приписные храмы: часовня блгв. кн. Александра Невского
20 марта 1999 г. был выдан антиминс. С этого времени стали служит литургию, но службы были затруднены отсутствием штатного священника. Так продолжалось до сентября 2000 г.

История Храма

 

Сентябрь 2000 г.- в Духосошественский храм настоятелем направлен иеромонах Симеон (Родионов). Богослужения стали регулярными. В храме наступил новый этап, несколько отличающийся от первого. Коллективная форма управления делами уступила единоличной. Первый состав приходского совета был упразднен, но работы получили свое продолжение. Настоятелем отец Симеон оставался до февраля 2005 г. Священника Симеона (Родионов) перевели в монастырь Ступинского района. За это время приходу удалось выполнить основные работы по восстановлению храма.
В феврале 2005 г. настоятелем Свято-Духовской церкви с. Дубровки и настоятелем Богородицерождественской церкви с. Селёвкино Дмитровского района был назначен священник  Сергей Ткаченков.
Поделиться