Подвиги Св. Апостолов, трудившихся для распространения веры Христовой, ничем не измерить. В самое короткое время благовестие Святых Апостолов прошло от края до края всю вселенную и покорило её Христу. Это  чудное победоносное шествие Евангелия тем чудеснее, что всё и вся в тогдашнем мире вооружилось против Христовой веры. Слепой фанатизм иудеев, язычников, для которых соблазном и безумием казалась вера в Распятого, вооружился на Христа и его последователей. Чёрной клеветой и обвинениями в порочной жизни и волшебстве преследовали учеников Христовых жрецы и грубая чернь. Люди, привыкшие жить в похотях своего сердца, озлобленно восстали против веры Христовой, повелевающей для достижения спасения отказаться от всех удовольствий и распять плоть со страстями и похотями. Притеснения, пытки, мучения, казни, самые жестокие и разнообразные, одни других неслыханнее и бесчеловечнее, придумывала адская злоба для исторжения у христиан отречения от своей веры. Рекою лилась кровь проповедников Христа. Но чем более ожесточенными становились гонения на учение Христово, тем шире и быстрее оно распространялось. Твердая вера и терпение, поддерживаемые в гонениях и преследованиях благодатью Духа Святого, руководившие и укреплявшие в проповедании Христа, - вот где тайна успеха Святых Апостолов.

Подробнее...

 

Главная из добродетелей – молитва, а основание её – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум – это царь в человеке, если желает вступить в права и сохранить их, прежде должен подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда при постоянной трезвенности он может изучать заповеди Евангельские и последовать им. Вновь созданному человеку, введённому в рай, была дана единственная заповедь – о посте. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения его в непорочности. Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что вместе с заповедью произнесена угроза казни за нарушение заповеди, - казнь заключалась в поражении человека вечной смертью.

Самая естественная пища – та, которая назначена человеку Создателем, пища из царства растительного. Сказал Бог праотцам нашим: «Се, Дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть вверху земли вся; всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь». Если удержишь чрево, - сказал Василий Великий, - то взойдёшь в рай, если не удержишь – то будешь жертвою смерти. Заповедь поста и подтверждена Евангелием: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» - завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу. Напротив, пост вводит в духовное состояние.

Подробнее...

 

Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Епископ Александр (Милеант)

Миссионерские листки

http://www.pravoslavie.ru/609.html

 

Современный мир полон еретических учений. Православному христианину важно знать основы своей веры, чтобы уметь противостоять этим заблуждениям. Вспомните спор свт. Григория Паламы с Варлаамом, произошедший из-за невежества последнего. В наши дни поводов для заблуждений ещё больше. Из-за недостатка знаний о вере в церковной среде с легкостью распространяются суеверия, выдуманные традиции и псевдоправила. В этой статье мы коснемся лишь немногих из них.

Почаевская лавра – одна из любимейших православных святынь. В Русской православной церкви всего пять монастырей удостоились титула лавры. Однако именно Почаев является центром распространения многих околоцерковных суеверий. Казалось бы, споры об ИНН и паспортах должны были давно уйти в прошлое, однако это заблуждение до сих пор тревожит умы многих православных. «А еще там много лет живет женщина очень строгой веры: у нее вместо паспорта справка», - рассказывает одна моя знакомая. Оказывается, глубина веры измеряется принятием или непринятием паспорта.

Знакомые съездили в Почаев. Привезли оттуда особую молитву, которую нужно читать перед тем, как подойти к Причастию. Предлагаю им открыть молитвослов. В конце Последования ко Святому Причащению черным по белому написано: «Приходя же причаститься, произноси мысленно эти стихи Метафраста». За ними следует еще несколько молитв. Однако читать перед Причастием эти молитвы никому не приходит в голову, зато текст, привезенный из Почаева, пользуется огромной популярностью. Его копируют (некоторые даже ламинируют!) и носят с собой. Хор спел Причастен и женщины, стоящие в первых рядах молящихся, достают почаевские листочки.  Последования, которые содержатся в молитвословах, сложились не один век назад. Откройте молитвослов вековой или двухвековой давности. Там будут те же самые молитвы, написанные отцами церкви. И никому не приходило в голову заменить их вновь составленными.

Прихожу домой к одному знакомому. Сбоку от монитора прикреплен листочек с молитвой, в которой у Бога сугубо испрашивается защита от антихриста. У многих из нас дома висят тексты молитв: Отче наш, 90 псалом, Символ веры, молитва Оптинских старцев. Но здесь многовековое церковное предание снова отставлено в сторонку. Постоянное ожидание прихода антихриста, зацикливание на этом – еще одна из распространенных в церковной ограде проблем. Может быть, стоит перестать искать антихриста и сосредоточиться на Христе, получше познакомиться с собственной верой и перестать доверчиво хвататься за каждое новое, привезенное от «старца»?

«Старцы» - предмет отдельного разговора. То, что ты не ездишь к старцам, вообще может поставить под сомнение твою веру в глазах собеседника. «А вы ездили к матушке?» - «Нет», и вот собеседник уже смотрит на меня как на пропащего человека. Старцев ищут везде: в монастырях, на приходах и даже на дому. На роль старца годится любой пожилой священник. Старцы превратились в исполнителей желаний. Поступать в институт – нужно съездить к старцу, готовимся купить квартиру – снова к нему, какой автомобиль покупать – решение примет старец. С одной стороны, отметается необходимость жить церковной жизнью - достаточно регулярно благословляться. С другой стороны, многие перекладывают на старца разрешение любых своих вопросов, забывая при этом, что одним из важнейших постулатов христианства является свободная воля. 99,9% вопросов человек способен разрешить сам или с помощью приходского священника. Ездить по каждому пустяку к старцу – значит пытаться переложить ответственность за свою жизнь на другого человека. Ничего в жизни человека не изменится, если он сам не приложит к этому усилий. „Мы ездим к старцам, потому что в отличие от приходских батюшек они живут так, как проповедуют”.  Чисто по-человечески такую позицию понять можно: всем хочется видеть в своем духовном наставнике образец для подражания. А приходские священники – часто обычные люди со своими немощами, и некоторых это разочаровывает. Но достаточно неглубокого знакомства с учением Церкви, чтобы узнать, что благодать в Таинстве Священства дается вне зависимости от личных качеств священника.

Перечислять распространенные в церковной среде суеверия и псевдоправила можно еще долго. Вспомните хотя бы чтение Псалтири «за весь род» по чину, обнаруженному якобы в посмертном завещании митр. Петра Могилы. Никакого особенного чина киевский митрополит конечно не составлял. А всем, кто хочет помолиться за своих усопших сродников, достаточно поминать их при чтении Псалтири в молитве об усопших, как это всегда было принято в православной традиции.

Читайте Евангелие, творения отцов Церкви, участвуйте в Таинствах и не давайте увлечь себя в сторону!

Яворовский Владимир.

 

Микроавтобус плавно замер в густой тени старой акации и через минуту мы оказались перед каменными ступенями, отшлифованными тысячами ног. Солнце стояло в зените, разогрев горный воздух до состояния линзы, создающей оптические эффекты миража. Вдали неслышно плескались морские волны, переливаясь гранями драгоценных сапфиров. Но даже если бы они были из настоящих алмазов, одинаково померкли бы перед главным сокровищем острова Эгина, до которого нам оставалось триста шагов.

Русоволосый парень впереди, наш вожак и предводитель из православного центра "Солунь", снял кепку и размашисто перекрестился. Вверху величественно возвышалась огромная бело-розовая базилика с красной крышей-куполом - монастырь Святой Троицы, основанный в начале ХХ века митрополитом Нектарием Эгинским.

Мы переступили Святые врата обители. Я шла в конце и почему-то вспоминала притчу о трех святых простецах, ходивших по водах и молившихся Святой Троице: "Трое Вас, трое нас, Господи, помилуй нас". И нас тоже трое! И нас Господи помилуй! На этот жаркий остров мы летели, плыли и ехали с трех концов Руси - России, Украины и Беларуси. Вот так интересно собрал нас здесь промысел Божий. Отправляясь в путь, никто из нас не знал, кто будет попутчиком. Только Тот, Кто собирал нас в дальнюю дорогу помолится. Только Тот, Кто в предвечном определении избрал Своим последним земным престолом триединую Русь. От начала и до конца все о всех ведающий, помилуй и прости Тобою избранное молитвами добрейшего святителя Нектария.

Мы прошли вдоль изумрудных кипарисов и деревьев-букетов цвета дерзко-яркой фуксии. У вас бывают предчувствия? Ощущения близости невероятного, заглядывающего внутрь зрачка, невместимого, мягко касающегося вены на пульсе, чтобы исправить хриплый голос крови? Тогда вы поймете нарастающее чувство чуда, когда мы прикладывались к святым мощам митрополита Нектария в храме.

Зажигаю, привезенные из Киево-Печерской Лавры свечи. Оглядываюсь - пожилая монахиня в углу на стуле, прикрыв глаза мерно перебирает четки - и прикладываюсь еще раз. Уже в наше время одной монахине из Эгинского монастыря святитель явился в тонком сне, облаченный в епископские одежды и сообщил: "Я присутствую в мире своими мощами... пусть священник, который знает меня, благословит всех, кто приходит за облегчением, очищением, прощением... Мои мощи - это моя епитрахиль". После длинной паузы он добавил: "У меня горячее желание помочь людям... ибо я вижу Христа... Он все еще распят".

Нас зовут в келию святителя. Скромная комнатка с белеными стенами и иконами на них свидетельствует о хозяине-аскете. Узкая железная кровать в уголке, стул, стол и старинный шкафчик с коллекцией морских губок - промыслом местных ловцов. Это подарок святителю от местных жителей. Однажды ловцы губок на Эгине перед уходом в море, помолились своему святому покровителю и обещали преподнести ему первую выловленную губку в обмен на его благословение. Все пойманные в тот день губки были помечены знаком Креста. Потрясенные ловцы тут же принесли их в монастырь.

- Спаси Господи, братья и сестры! - На порог келии ступила монахиня средних лет. - Слава Богу, что вы приехали к святителю Нектарию.

Одновременно раздался громкий шепот: "Наша!" Через минуту матушка уже ставила нам традиционное в греческих монастырях угощение - кофе с лукумом.

Нам уже известно, что святителя Нектария почитают в Греции как великого чудотворца. Что в Элладе даже есть народная пословица "Нет ничего неисцелимого для святого Нектария". Много чудесного о святителе нам рассказывали наши гостеприимные хозяева из православного центра "Солунь", что-то мы слышали от людей. Но мы ждали исполнения предчувствия - того, что еще не рассказано и не описано. И в ответ на нашу молчаливую молитву матушка отставила кофейник и села рядом на темную отполированную рясами лавку, на которой возможно сиживал сам святитель.

- Несколько лет назад жители одной из горных деревень Эгины остались без священника, - сестра сделала длинную паузу и набрала легкими воздух, будто собиралась брать невидимую высоту. - Время шло, а нового священника все не назначали. Наконец настал Великий пост и крестьяне заволновались. В Греции в первую и последнюю неделю Святой Четыредясятницы прекращается работа и учеба - Эллада молится. Везде приспускаются флаги как траур о распятом Христе, люди ежедневно стоят на длинных Великопостных службах, ходят крестными ходами по всей округе парафии, держат строгий пост без елея, а многие вообще не вкушают. Остаться в это время без священника для прихода вещь немыслимая.

Посоветовавшись, крестьяне решили написать просительное письмо правящему архиерею епархии. "Святый Владыка, - умоляли обитатели деревни, - пришлите нам священника хотя бы на время Страстной недели и Пасхи. Чтобы мы могли достойно приготовиться, покаяться, помолится и радостно со всем миром встретить Светлое Христово Воскресение. Не оставьте нас сиротами, Святый Владыка, не забудьте о нашей скорби. Пришлите нам иерея, которого благословит Ваше Высокопреосвященство".

Епископ прочитал письмо и на ближайшем епархиальном собрании в череде других вопросов огласил просьбу мирян Эгинского селения: "Кто сможет поехать, отцы, в эту деревню?" Но каждый из присутствовавших объяснял свою занятость и называл причину, почему поехать не сможет. Затем собрание перешло к другим вопросам, и письмо горцев оказалось засыпано ворохом других бумаг. А потом о нем просто забыли по причине многих хлопот и приготовлений к приближающейся Пасхе.

Наконец настал Великий День Воскресения Христова, который в Греции чрезвычайно празднично и торжественно встречают всем миром. Православие - официальная религия Эллады и здесь это еще и государственный праздник, который отмечается с участием не только церковной, но и всей правительственной иерархии. Прошла первая праздничная седьмица, епархиальные служащие вышли на рабочие места и вскоре архиерей обнаружил на своем столе новое письмо из горной деревни. "Святый Владыка! - писали крестьяне. - Нет слов, чтобы выразить всю нашу благодарность и сердечную признательность за Ваше пастырское участие и помощь нашему приходу. Будем вечно благодарить Бога и Вас, Святый Владыка, за благоговейного священника, которого Вы нам прислали, чтобы встретить Пасху. Никогда нам еще не приходилось молиться с таким благодатным и смиренным слугой Божьим..."

Ближайшее епархиальное собрание архиерей начал с вопроса: "Кто из священников ездил в деревню, из которой прошлый раз зачитывалось письмо?" Все молчали, никто не отозвался. Великое недоумение и горячее любопытство овладело святителем. Через несколько дней каменистые горные дороги острова Эгина клубились пылью - в загадочное село мчался архиерейский кортеж. Впервые в жизни в эту забытую деревню приехал Владыка с пышной свитой. С пасхальными куличами, кулуракией, крашенками и цветами их встречали жители в полном составе от старого до малого и торжественно проводили в небольшой старинный храм.

Все греческие священники считаются госслужащими и каждый обязан оставлять запись в специальном церковном журнале, даже если служил в храме единожды. Архиепископ приложился к чтимой храмовой иконе и сразу прошел в алтарь. В открытые Царские Врата все видели, как он взял журнал и подошел к высокому узкому окну. Торопливо пролистав страницы, он повел пальцем по последней строчке. "Нектарий, Митрополит Пентапольский" - красивыми чернилами было выведено там. Владыка уронил журнал и упал на колени где стоял.

Известие о великом чуде громом небесным поразило всех стоявших в храме. Долгую звенящую тишину оборвал шквал захлестнувших чувств. Люди падали на колени, воздевали руки горе, обнимались, рыдали, громко благодарили Бога и святого Нектария. Только теперь каждый из присутствующих начинал понимать, что произошло. Господь Вседержитель, услышал слезное воздыхание сердца Своих верных овец, оставленных в печали в далеком маленьком селении у вершины горы и послал к ним великого пастыря из Царствия Небесного. Владыка земной по немощи забыл о вверенном малом стаде, но не забыл о нем Владыка Неба и Земли. Теперь они знали, что такое момент Истины. Целую неделю святитель Нектарий, почивший в 1920 году, был плотию с простодушными пастухами и их семьями, служил в храме, водил их Крестными ходами, возглавлял в ночи торжественные траурные шествия-эпитафии с Гробом Господним, пел с ними гимны и молитвы, утешал, наставлял. Никогда и ни от кого они не слышали таких слов о Боге. Казалось, этот старенький геронда с мягким голосом знал Его лично.

Только тут народ понял, почему все это время неземная радость переполняла их сердца. Почему слезы покаяния и умиления текли рекой, и никто их не сдерживал и не стеснялся. Почему им не хотелось есть, не хотелось спать, а только молится с этим дивным добрым батюшкой. Икона святителя Нектария находилась в их храме на почетном месте, но никто из них его не узнал. Сие Господь сокрыл от них.

Христос послал святителя Нектария встретить Пасху с пастухами не только потому, что эта местность была в "зоне его ответственности". Существуют на то и другие причины...

Многие годы великий святой Вселенской Церкви Нектарий Эгинский был нещадно гоним. Он подвергался чудовищной клевете со стороны части духовенства, терзаемого ревностью и завистью к его талантам и народной любви. Его преследовали, на него писали тома доносов, обвиняли во взяточнистве и блуде. По милости Божьей он стал выдающимся богословом, плодовитым писателем и проповедником и рано был возведен в епископский сан. Нектарий оставался самым заметным, самым образованным, самым увлеченным и безукоризненным. Его любил и ценил Патриарх, почитала паства. Но на владыку Нектария обрушилась новая клевета, будто он метит на патриаршье место. И Святейший Александрии, поверив клевете, сменил милость на гнев: его изгнали из Патриархии и запретили в служении вопреки церковным правилам и канонам, вопреки святым Отцам и традициям. Святитель Нектарий уезжал из Египта, где служил, не пытаясь оправдываться или защищаться, а лишь повторяя за мгострадальным Иовом: "Господь дал, Господь и взял". Он знал подобно Давиду, что спасение праведных идет от Господа. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать... (Мф. 5, 11). Те великие дары, которыми обладал Нектарий, требовали от него и великой стойкости перед лицом тяжких испытаний.

Митрополит оказался на грани нищеты, долгое время у него не было средств к существованию. Хозяйка, у которой он снимал комнату, не брала с него платы за обеды и жилье, видя перед собой человека святой жизни. Он был странствующим проповедником в заброшенных деревнях, трудился в школе. Однажды, когда заболел школьный уборщик, многодетный отец, святитель стал приходить рано утром, чтобы успеть прибраться в классах и туалетах. Выписавшись из больницы, мужчина едва дошел до школы. Войдя в здание, он онемел, увидев Нектария с тряпкой и совком. "Не бойся, - успокоил святитель. - Я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю все, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления... Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел".

Однажды, когда святитель Нектарий, изможденный нищетой и потрясенный предательством и недоверием своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Ему показалось, что он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом. Он записал слова и мелодию. Этот самый прекрасный гимн Пресвятой Богородице, известный как Агни Парфене, знает весь православный мир. Но мало кто знает, что гимн этот написан рукой и сердцем Нектария Эгинского.

 

Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,

Царице, Мати Дево, Руно, всех покрывающее,

Превысшая Небесных Сил, нетварное сияние,

Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая...

 

В 1904 году владыка с несколькими духовными чадами, девушками, желавшими посвятить себя Христу, приехал на остров Эгина, с тем, чтобы выбрать место для монастыря. Благословенный остров! Здесь даже собаки не лают на незнакомцев. Повстречав на своем пути прохожего, мужчину или женщину, вы чаще всего услышите Христово приветствие: "Радуйтесь!" На скудные средства и пожертвования благотворителей, Нектарий приобрел развалины старого монастыря. На одной из мраморные плит, укрепленных на стене церковного притвора написано: "Нектарий, Митрополит Пентапольский, воздвиг сей храм в вечную славу Триединого Бога."

Однажды Эгинский монастырь, находившийся еще в стадии строительства, посетил митрополит Афинский. Остановившись у служебного входа, он попросил у бедно одетого старика, готовившего строительный раствор, позвать митрополита Пентапольского. Старик тотчас отправился за "ним". Когда Афинский митрополит увидел рабочего, превратившегося в иерарха, он испытал некоторое замешательство и сказал:

- Это ты, Нектарий? В таком виде?.. Через несколько лет твой монастырь, на который ты тратишь столько сил, будет выглядеть так же как развалины напротив.

Святитель вдохновенно ответил:

- Брат мой и сослужитель, речь вовсе не о том, придет ли мой монастырь в такое состояние, как ты говоришь. Наоборот, в скором времени эти развалины восстанут на острове во славу Триединого Бога.

Божии люди не ведут дневников, поэтому мы знаем очень мало об их внутренней жизни, их внутренняя борьба нам неведома. Один живший на Эгине аскет рассказывал, что Святителя видели молящимся со слезами на глазах в храме перед святыми иконами в течение трех дней и трех ночей без всякой пищи и без воды. Никто не знает, какое испытание он тогда претерпевал. Лишь после явления Ангела Господня он покинул храм и, победив искушение, вернулся к обычной повседневной жизни. Искушениям подвергаются даже святые - до самого конца их земной жизни.

Люди, которым довелось молиться с владыкой, говорили, что эти службы были подобны той Литургии, которая должна совершаться на Небесах. Ибо сам святитель удостоился стать обиталищем Духа Святого и обладателем благодатных дарований.

Последний год жизни в монастыре святитель страдал от нестерпимых болей. У него был рак. Два месяца он провёл в Афинской больнице, куда его привезли две монахини. Глядя на маленького, одетого в выцветшую рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный спросил: "Он монах?" "Нет,- ответила сестра, - он епископ." Дежурный несказанно изумился: "Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное - без денег". Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Вскоре медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывались раны владыки, благоухают. 9 ноября 1920 года в возрасте семидесяти четырёх лет душа святого отошла ко Господу. Сиделка, готовившая тело к погребению, положила его рубашку на край соседней кровати, где лежал больной, много лет страдавший параличом. Палата наполнилась дивным благоуханием, и парализованный тут же встал с постели здоровым. Благоухание разлилось по всей больнице и не проходило несколько дней. Тело митрополита начало обильно мироточить.

Когда гроб привезли на Эгину, весь остров со слезами вышел проводить своего святого. Его хоронил простой народ, который любил его как родного отца. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что благоухает даже одежда, в которой они были на похоронах. Когда спустя три года вскрыли монастырский склеп, где был погребен святитель Нектарий, то обнаружили его тело и облачение совершенно нетленными. Тление не коснулось даже фиалок, положенных в гроб девочкой.

20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью. А бесчисленны чудеса, сотворенные святителем, не прекращаются с момента его блаженной кончины. До конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Он вынужден был подписывать все свои бумаги "путешествующий епископ". Неудивительно, что именно этот Божий странник спустя почти восемьдесят лет после своего преставления был послан Иисусом к пастухам в горную деревню, оторванную от мира, но близкую к Небу служить Пасхальную Литургию. Христос благоволит пастухам, которые первыми пришли Ему поклонится. Он любит простецов, как и Его верный слуга Нектарий. Приемный сын владыки говорил: "Он очень любил местных жителей, особенно бедных и смиренных. Когда кто-либо из высокопоставленных лиц приходил к нему в кабинет, он говорил мне:

- Дитя мое, как они пусты, эти эрудиты..."

Своих смиренных и простодушных чад Господь доныне удостаивает величайших чудес и утешает молитвами ангелов и святых. Подтверждением тому эта потрясающая история-символ, случившаяся в наши дни. Она вырастает до Библейской эпопеи, простирается от времен праотца Авраама до святителя Нектария Эгинского. Все также в ее центре, посреди безумного мира, до предсмертного хрипа сдушенного сетями тоталитарной цивилизации, в ковчеге-колыбели на вершине горы действуют герои, прообразы которых воспеты еще в псалмах царя Давида. Эта история возвышается до Евангельской притчи. До древнегреческого эпоса. До мистерии-архетипа, где Пастырь и стадо вместе в блаженной вечной радости празднуют Пасху. Где законы, образы и сюжет неизменны ныне и присно и во веки веков.

Обратная дорога к старой акации расплывалась под ногами от жары и слез. Проводник оглянулся на уткнувшихся в стекло паломников и коснулся клавиши. Каплями живого дождя полился звук ангельского гимна Агни Парфене поемый братией Афонского монастыря Симоно Петра:

 

Небес Честная Сило и Свете, паче всех светов,

Радуйся, Невесто Неневестная.

Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,

Радуйся, Невесто Неневестная...

 

Автобус медленно двинулся по спуску. За окном поплыли розовые скалы, красный купол, свечки кипарисов. А звук нарастал и взлетал ввысь:

 

Священная и Непорочная, Владычице Всепетая,

Радуйся, Невесто неневестная.

Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына,

Радуйся, Невесто неневестная.

 

Ходатайце спасения, припадая взываю Ти: Радуйся, Невесто неневестная!

 

Валентина Серикова, Греция, остров Эгина

 
 
«В жизни нет тупиков!»Старец Зосима и его наставления29 августа мы вспоминаем схиархимандрита Зосиму (Сокура). Он обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой. Вспомним поучения и наставления старца.
 
Придет времяО пророчествах святого Космы ЭтолийскогоИзвестно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения. Рассмотрим часть из них – те, что относятся к нашему времени.