Одним из важнейших элементов духовной жизни православного христианина является участие в общественном, церковном богослужении. Принимая участие в общей молитве, верующие также и осеняют себя крестным знамением, кладут поклоны. Перед новоначальными, а иногда и перед теми, кто посещает храм уже длительное время, встает вопрос: в каких случаях нужно осенять себя крестным знамением, в каких случаях нужно положить поясной или земной поклон? Разобраться в этом вопросе не очень просто, так как традиции меняются достаточно быстро, в разных местах они могут различаться, а те предписания, которые встречаются в Типиконе, с одной стороны, не полные, с другой — уже повсеместно исполняются лишь выборочно; различных наставлениях о правилах благочестивого поведения во время богослужения также имеются разногласия. 
Тем не менее, опираясь на наиболее авторитеные источники (Типикон, «Наставление» из Часослова, «Приношение современному монашеству» свт. Игнатия Кавказского, «Краткий практический устав» Арсения Уральского) и сверяясь с наиболее распространенной современной практикой, попробуем разобраться в этом вопросе.
При входе в храм полагается сотворить три поклона с молитвами: «Боже, милостив буди мне грешному», «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя», «Создавый мя, Господи, прости мя». Часослов и свт. Игнатий предписывают совершать земные поклоны в будние дни и поясные — в воскресные и праздничные, однако, на практике при входе в храм земные поклоны не совершаются.
Прикладываясь к иконам, следует дважды совершить крестное знамение с поясным поклоном, и, приложившись — в третий раз.

При входе в алтарь полагаются три земных поклона Престолу и один поясной — Горнему месту.
Перед облачением в стихарь полагается поясной поклон с крестным знамением Горнему месту или Престолу и поклон священнику или архиерею.

Поклоны во время богослужения.
Перед началом всякого Богослужения кладутся три поясных поклона. 
Во время службы полагаются три поясных поклона на словах: Приидите поклонимся, Святый Боже (по Арсению Уральскому — за исключением литургии и великого славословия), троекратном Аллилуиа (кроме Аллилуиа среди шестопсалмия, где положено осенять себя крестным знамением без поклона) и на Буди имя Господне. Также три поклона полагаются на Сподоби Господи (Типикон, Часослов).
По одному поклону полагается класть перед и после чтения паремий, Апостола, Евангелия.
На каноне полагается один поклон на превом запеве первой песни (Арсений Уральский), а также на словах «Хвалим, благословим...» после восьмой песни. Также один поклон кладется после «Честнейшую...» - и во время пения Песни Богородицы на каноне, и в любом другом месте богослужения.
На ектеньях Часослов предписывает класть поясной поклон на каждом прошении, этому соответствует современная практика во многих храмах РПЦ. Однако, свт. Игнатий говорит только о поклоне на первом прошении ектеньи и на возгласе священника, такая практика существует у старообрядцев и на Православном Востоке.
Без крестного знамения полагаются поклоны при преподании священником мира и благословении.

Во время литургии полагается один поклон на входе с Евангелием (на словах придите поклонимся и припадем ко Христу), по окончании Херувимской песни, на Аллилуиа — три поясных поклона (свт. Игнатий, Арсений Уральский), один поясной поклон с крестным знамением в начале Символа веры (свт. Игнатий). На словах «Примите, ядите» и «Пийте от нея вси» пологается по одному поясному поклону; практика класть земные поклоны была принесена униатами, так как католики считают моментом пресуществления произнесение этих «установительных слов». Эта практика получила название «хлебопоклонная ересь» и была осуждена на Московском соборе 1690 года. Земной поклон же полагается после окончания пения «Тебе поем», или на троекратном «Аминь» священника, после пресуществления Даров. По окончанию пения «Достойно есть» или задостойника полагается поклон — поясной (свт. Игнатий) или земной (Арсений Уральский). Земной полон полагается перед пением «Отче наш», на словах «и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога, Отца (называть Тебя Отцом) и глаголати: Отче наш...». При возгласе «Святая святым» и возношении Агнца кладется земной поклон (Часослов) или три поясных (свт. Игнатий). Земные поклоны кладутся при вынесении Святых Даров на словах «Со страхом Божиим и верую приступите» и при последнем явлении Святых Даров на словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Правила Вселенских соборов запрещают соверешать земные поклоны в воскресные дни, от Великого четверга до Пятидесятницы, в период Святок и в великие праздники. Согласно мнению свящ. Михаила Желтова, этот запрет относился к коленопреклоненным ектеньям, отголоском которых являются нынешние коленопреклоненные молитвы на Троицкой вечерне. О том, надо ли относить этот запрет на поклоны при входе в алтарь и поклоны за литругией, мнения разделяются. Например, архимандрит Спиридон (Лукич) в статье «Проскомидия» пишет о дореволюционной практике Ионинского монастыря в Киеве, где эти поклоны не отменялись, а свт. Игнати и архиепископ Аверкий (Таушев), напротив, считают, что отмена поклонов должна быть абсолютной. В современной практике можно встретить и то, и другое отношение к поклонам в праздничные дни, здесь было бы правильным совершать поклоны так, как это принято в конкретном храме.
В любом случае земные поклоны совершаются перед Крестом Господнем в праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю и в праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня, а также перед Плащаницей в Великую Пятинцу и Субботу.

Поклоны Великим Постом.
Несмотря на то, что о поклонах в великопостное время Триодь говорит достаточно подробно, современная приходская практика несколько отошла от предписаний Устава; с одной стороны, появились поклоны или коленопреклонения там, где их не было, с другой — в ряде мест, где поклоны предписаны, они или не совершаются вовсе, или совершаются в ином порядке, например, при пении тропаря часа, прошений на Великом повечерии («Пресвятая Владычице Богородице»), прокимна «Да исправится». В некоторых храмах принято коленопреклонение на воскресной всенощной при пении стихир «Покаяния двери», повсеместно появился поклон на литургии Преждеосвященных Даров при словах «Свет Христов просвещает всех» - этих поклонов нет ни в Уставе, ни в практике Восточных Церквей и у старообрядцев. К поклонам после «Да исправится» и «Ныне Силы Небесныя» на литургии Преждеосвященных Даров, как правило, прибавляют молитву Ефрема Сирина, хотя для этого нет оснований ни в Служебнике, ни в Триоди, ни в практике Восточных Церквей.
Само слово «поклон» в разных местах Устава трактуют по разному — например, при пении отпустительных тропарей на вечерне «Богородице Дево», «Помяни нас Господи» на изобразительных, обычно кладут земные поклоны, на «Сподоби Господи», «Аллилуиа» на славах кафизм, в других местах слово «поклон» обычно трактуется как поясной поклон. Не делается и различий между словами «поклон» и «метание» - в тех случаях, когда предписаны последние, делается обычный поясной поклон. 

В заключение стоит напомнить, что каждый раз, осеняя себя крестным знамением, следует вспоминать о Кресте, на котором за наши грехи был распят Господь наш Иисус Христос, креститься аккуратно и благоговейно, с благодарностью ко Спасителю за принесенную ради нас Жертву.