Главная из добродетелей – молитва, а основание её – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум – это царь в человеке, если желает вступить в права и сохранить их, прежде должен подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда при постоянной трезвенности он может изучать заповеди Евангельские и последовать им. Вновь созданному человеку, введённому в рай, была дана единственная заповедь – о посте. Конечно, дана одна заповедь потому, что она была достаточна для сохранения его в непорочности. Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что вместе с заповедью произнесена угроза казни за нарушение заповеди, - казнь заключалась в поражении человека вечной смертью.

Самая естественная пища – та, которая назначена человеку Создателем, пища из царства растительного. Сказал Бог праотцам нашим: «Се, Дах вам всякую траву семенную, сеющую семя, еже есть вверху земли вся; всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь». Если удержишь чрево, - сказал Василий Великий, - то взойдёшь в рай, если не удержишь – то будешь жертвою смерти. Заповедь поста и подтверждена Евангелием: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» - завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу. Напротив, пост вводит в духовное состояние.

Очищенный постом смирен духом, целомудренен, скромен, молчалив, тонок в чувствах сердечных и мыслях, лёгок в теле, способен  к духовным подвигам и умозрениям, способен к принятию Божественной благодати.  Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он не способен не только к принятию духовной Благодати, но и к покаянию, заживо мёртв душою.  «Горе вам, насыщеннии ныне, ибо взалчете» - таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди Святого поста.

Чудесный союз поста с молитвой. Молитва безсильна, если не основана на посте, и пост безплоден, если на нём не создана молитва. Пост отрешает человека от страстей, а молитва борется с душевными страстями, и победив их, проникает весь состав человека, очищает его, - а в очищенный словесный храм она вводит  Бога.

Пост заповедан самим Богом, ибо в пророчестве Святого Иоиля сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, плаче и рыдании назначьте пост». Здесь  именно повелевает Бог, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. Итак, мы должны поститься, исполняя Божию заповедь.

В книге Товита Ангел Рафаил говорит Товии: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею,  и справедливостию».  Всякий да внемлет: если Ангел говорит это, - не явно ли, что пост умилостивляет?

Когда великий Священник Господень обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и молитвах. В книге Святого пророка Ионы рассказывается, что царь Ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, сам облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но и скотом не давали пищи в течение трёх дней. О том, как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: «одевался во вретище, изнурял постом душу мою».  Вот как постился Царь, чтобы Бог был милостив к нему!

Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по  следам Его, чтобы мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу.

Пишется в Евангелии от Матфея что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал Апостолам: «Сей же род изгоняется только постом и молитвой». И святой Апостол Павел  в послании к Коринфянам увещевает верных, говоря: «Да во всем являем себя, как служители Божии», и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: «В труде и изнурении, часто  в бдении, голоде и жажде, часто в посте». Кто не знает того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом! Святой Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную. Итак, каждый верующий христианин должен хранить пост,если только он по болезни не может блюсти. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что непостящихся отлучали от Церкви. Полезен пост во всякое время для подъемлющих его, потому что на постящихся не смеют нападать демоны: охранители же жизни нашей Ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом. Но гораздо более полезен пост ныне, когда во всей вселенной возвещается о нём проповедь. Ангелы в каждой церкви записывают постящихся, говорит Святитель Василий Великий. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи!

А женщинам столь же естественно поститься, как и дышать.

«Потому, постясь, не будь уныл по-иудейски, но покажи себя весёлым по-Евангельски, не оплакивая скудость желудка, но радуясь о духовных наслаждениях. Приумножим же душевную силу, чтобы с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания. Пост есть оружие, уготованное Богом. Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо, соблюдающему закон? Кто не радит о посте, тот и в других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, так как нагим и безоружным выходит на подвиг. И посему явно выйдет из борьбы без победы. Таков пост. Кто пребывает в нём, у того ум непоколебим, готов встретить и отразить все лютые страсти.» (Прп. Исаак Сирин.)

Далее нам нужно чаще представлять, что после говения и исповеди мы приступим к Пречистым Тайнам. Но если приступить с неисправленным сердцем, недостойно, - то причаститесь в суд и осуждение себе. И после Причастия нисколько не будете лучше, сделаетесь ещё хуже. Такими и подобными размышлениями подкрепляйте себя в своём подвиге поста, и молитесь в церкви как можно искренней: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Припомните, что только эти слова оправдали мытаря. А почему? Потому, что они были сказаны без всякого притворства, из глубины сердца, от совершенного признания своей виновности перед Богом, и решимости непременно исправиться. Все мы так грешны, что нечего отвечать нам богу в извинение, недостойны возвести глаза на небо. Как же и нам не говорить от всей души: Боже, милостив буди нам, грешным! Боже, очисти на грешных, без числа согрешивших! Господи, прости! Аминь.

 

Тарасова Надежда